Адаптация первоклассников

Ребенок идет в школу
Счастливые родители первоклассников охвачены бурей чувств и эмоций радость, гордость, волнение,страх: «Как там будет в школе? Как будет учиться мой ребенок? Все ли осилит? Не будут ли егообижать? А он? Какой урок станет любимым?»
И вот куплен огромный букет, аккуратно сложены в портфель тетради и учебники, карандашизаточены, бантики завязаны. Все! В первый класс.
Тут только начинаешь понимать, что букет, портфель и бантики это только внешняя сторона. Естьеще главное для ребенка наступает новая жизнь. К ней ему придется приспосабливаться. Специалистысчитают, что первые месяцы в школе самое трудное время в жизни многих учеников. Как сделать так,чтобы ребенок хорошо себя чувствовал в новых условиях, как помочь адаптироваться?
Первые 23 недели особенно трудны для ребенка. Следствием этого могут быть головные боли,нарушения сна, снижение аппетита и др. Поэтому  следует быть особенно внимательными к ребенку впериод адаптации.
Если вы знаете, что ваш малыш трудно привыкает к новым условиям, то обязательно возьмите отпускна неделькудругую. Тогда адаптация будет проходить намного легче: вы сможете забирать ребенкапосле уроков, не оставляя его в группе продленного дня. У вас будет время поговорить с малышом о том,что сегодня было в школе. Поначалу вам придется помогать первокласснику делать уроки, научить егобыть дисциплинированным.
Если вам не нужно будет бежать на работу, вы сможете в первое время каждый день общаться сучительницей. Почему это важно? Вопервых, учительница, чувствуя заинтересованность родителей,будет внимательнее к вашему ребенку. Да и решить большинство проблем тогда удастся «по горячимследам», то есть быстро.
Первый день будет совсем коротким. После торжественной линейки малышей построит парами ихпервая учительница и отведет в класс. Иногда в первый день бывает экскурсия по школе, чтобыпервоклашкам стало понятно: вот столовая, вот туалет, вот здесь находится твой класс, а вот это – кабинет директора.
Первый урок это знакомство: со школой, с учителем этакое «завлекательное» введение в странузнаний. Детям это чаще всего нравится, и они не успевают соскучиться по родителям. Заберите ребенкапораньше, и даже если в вашей школе есть продленка, пусть в свой первый школьный день малыш пойдетдомой сразу после тех двухтрех уроков, которыми для него открывается школьная жизнь. Новыхвпечатлений и положительных эмоций ему хватит надолго. О чем нужно спросить ребенка в его первыйшкольный день?
•          Как зовут твою учительницу?
•          Как зовут твоего соседа(соседку) по парте?
•          Что нового ты узнал сегодня в школе?
•          Что тебе было непонятно? (Если сможете, то объясните ребенку сами, а если нет не забудьтесказать об этом учительнице.)
•          С кем из своих одноклассников ты уже познакомился?
•          Какие уроки у вас были? Было ли тебе интересно?
•          Попросите ребенка пересказать коротко то, о чем рассказывали на уроках.
Возможные проблемы первого дня
Нам, взрослым, они могут показаться совсем несерьезными, а вот для детей любые «мелочи» могут бытьсамыми настоящими проблемами.
•          Ребенок испугался новой обстановки.
•          Ребенок не подружился ни с кем в классе.
•          Ребенок не нашел туалет.
Со всеми этими вопросами на следующий день вы обязательно обратитесь к учительнице и попроситеисправить ситуацию: туалет показать, по школе поводить, с детьми подружить (для этого естьспециальные игрыдружилки).
А вот если:
•          ребенок расплакался в школе;
•          ребенок говорит, что завтра в школу не пойдет и просит отвести его обратно в детский сад;
•          ребенок говорит, что ему не понравилось на уроках, и хочет, чтобы завтра были только перемены.
Тогда нужно действовать родителям. Расскажите малышу о школе, вспомните истории из своегодетства, которые покажут ребенку, как в школе может быть весело и интересно. Поговорите и о том,что уроки это здорово, на них можно узнать много нового, научиться многому, что пригодится вжизни. Но если ситуация будет повторяться изо дня в день, обязательно обратитесь к учителю ипсихологу.
День второй, третийнеделя
Итак, малыш начинает потихоньку осваиваться в новой обстановке. Он уже запомнил имена несколькиходноклассников и учительницы. Его рассказы «о жизни в школе» становятся более связными ираспространенными. Он уже пишет в тетрадях, у него есть дневник. Для родителей это очень удобно.Просматривайте тетради и читайте дневник, это поможет вам более подробно расспрашиватьребенка.
Вся первая неделя сентября это первый этап адаптации. Ребенок привыкает к новым людям, новымправилам, к обстановке. Он постепенно запоминает, где находится его парта, как пройти в класс илиспортивный зал, найти выход на улицу. Он выстраивает отношения с одноклассниками, стараясь найтисвое место в детском коллективе. Малыш присматривается к учителям и одноклассникам.
Вот и месяц пролетел
– Привет! Как дела?
Извини, тороплюсь, бегу!
Что случилось?
Да дочка в первый класс пошла. Уроки нужно делать. Завтра математика и еще нужно нарисоватьсобаку.
Не только ребенок привыкает к школе, но и родители. Вы уже познакомились с учительницей, навернякапобывали на родительском собрании, научились выполнять домашние задания и поняли, что же такоедля родителей первый класс, в частности, и школа вообще. И, разумеется, у всех родителей возникаетнемало вопросов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ДЛИТСЯ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ?
У всех поразному. Как правило, к концу сентября началу октября малыши уже привыкают к новомурежиму, «принимают» учительницу как авторитетного взрослого, знают всех одноклассников поименам, без труда выполняют несложные пока домашние задания.
Однако не у всех детей адаптация происходит быстро и незаметно. Есть дети, которые привыкаютмедленно и осваиваются на новом месте только к декабрю, а то и февралю. Именно таким малышамочень нужна помощь и поддержка семьи.
•          А что делать, если уже февраль, а мой ребенок так и не привык к школе? Он капризничает, поутрам отказывается туда идти и говорит, что не любит учителя.
В таком случае вам необходима консультация психолога. Возможно, дело вовсе не в том, что ребенокплохо адаптируется к школе. Скорее всего, такая ситуация вызвана отношениями ребенка с учителем.Бывает, что после мягкой, доброй и привычной воспитательницы ребенок ни за что не хочет«подружиться» с более строгим и требовательным учителем. В этой ситуации на помощь долженприйти психолог.
•          Может ли так случиться, что ребенок к школе так и не привыкнет?
Конечно же, рано или поздно к школе привыкают все дети. Но вот у первоклассников так бывает: времяидет, а в школу идти все больше и больше не хочется, ребенок плачет и капризничает, отказываетсяделать уроки. Причины могут быть разными: слишком ранний подъем, переутомление изза большихнагрузок, учитель, который не может найти подход к вашему ребенку. В очень редких случаях родителипринимают решение пойти в школу через год.
•          Каким должен быть режим первоклассника?
Это очень важный вопрос. К режиму будущего школьника нужно готовить заранее, и, конечно же,соблюдать его с первых дней учебы в школе.
Режим первоклассника
1.         Сон 11,5 часов, включая 1,5 часа дневного сна.
Не забывайте, что полноценный сон это единственный вариант самого главного отдыха, которыйпозволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Помните, не выспавшийся малыш«проспит» все, что ему нужно услышать и понять в школе. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов всутки, включая 1,5 часа дневного сна. Ученик младших классов должен ложиться спать не позже 21.00.Кстати, в выходные дни время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно.
2.         Прогулки 33,5 часа.
В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку (1015 минут) и прогулки еще одинэффективный способ восстановления сил (перед выполнением домашнего задания и перед сном) общейпродолжительностью 33,5 часа.
3.         Выполнение домашнего задания не более 1 часа с перерывами каждые 1520 минут.
Нормативными указаниями запрещено в первой половине учебного года давать первоклассникамдомашние задания. Однако, как известно, задания все же задают. Продолжительность занятий недолжна быть более 1 часа, причем через каждые 1520 минут работы необходим перерыв для небольшойразминки на 35 минут. Не заставляйте ребенка многократно переписывать задание из черновика вчистовик и, конечно, не заставляйте ребенка делать все за один «присест». Работа по принципу «пока незакончишь, не встанешь» малоэффективна и создает дополнительное напряжение.
4.         Кружки и секции не более 1 часа.
Конечно, все эти интересные занятия очень важны для развития малыша, но подумайте, насколько онипосильны для вашего ребенка? Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большимоснованием говорить о том, что внешкольные занятия в первый год обучения весьма утомительны длядетей, даже, казалось бы, такие полезные, как спортивные.
Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже,когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же вы решили, что дополнительные занятиянеобходимы, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа.
5.         Телевизор (компьютер) 23 раза в неделю по 30 минут.
Увы, мало кто соблюдает эти указания, и всетаки постарайтесь соблюдать рекомендуемые нормы.
•          Мы отдаем ребенка в первый класс в неполные шесть лет. Есть ли какиенибудь особенные советыпо адаптации для таких маленьких?
Конечно, лучше годик подождать и совершенно спокойно пойти в школу в шесть «с хвостиком». Но ужесли отдали (ох уж эти родители!), то для таких малышей особенно важно соблюдение режима дня,отсутствие перегрузок: умственных, эмоциональных и физических. Следите за здоровьем ребенка,малыши чаще и быстрее утомляются, чем дети постарше. Особенно пристально следует наблюдать заребенком в конце четвертей и в конце учебного года. Не перегружайте ребенка дополнительнымизанятиями, музыкальной или художественной школой, тренировками.
•          На что следует обращать внимание в первые недели в школе?
Конечно, на настроение ребенка. Ведь улыбка на детском лице это индикатор его душевного здоровья иблагополучия. Следите за тем, насколько сильно ребенок устает, не слишком ли велики нагрузки.
•          Как определить, адаптировался ли ребенок к школе?
То есть, каковы критерии того, что малыш принял новые условия и теперь может спокойно учиться? Ненужно надеяться на какието специальные тесты. Хотя, если в школе есть психолог, он обязательно ихпроводит в конце сентября начале октября. Но вам, мудрым родителям, достаточно простопослушать своего ребенка. Итак: ответьте на вопросы о вашем ребенке.
Утром идет в школу в хорошем настроении?
Возвращается из школы тоже в хорошем настроении?
Рассказывает о том, что было в школе, в основном, с положительным настроем?
Подружился, хотя бы с двумя одноклассниками?
Не боится учительницы?
Ему нравятся не только перемены и прогулка, но и уроки?
Не отказывается выполнять домашние задания?
Не отказывается идти в школу?
Если вы ответили «да» на все эти вопросы, значит адаптация прошла успешно, и вы можете облегченновздохнуть. Ваш ребенок уже настоящий первоклассник. А если хотя бы на 2 вопроса вы ответили «нет»,тогда вам непременно нужно пообщаться с учительницей и психологом, потому что ситуация требуетвмешательства специалистов.
•          Когда можно начинать оставлять ребенка в группе продленного дня?
Это зависит от того, насколько гладко проходит адаптация. Но делать это можно только после того,как вы убедились: ребенку хорошо в школе, его ничто не беспокоит. В этом случае нужно обратитьвнимание на то, есть ли в группе тихий час, то есть, имеет ли ребенок возможность в течение дняотдохнуть. Если такой возможности нет, то до конца первого класса его лучше забирать домой сразупосле уроков.
•          Наш ребенок не ходил в детский сад. Вдруг у него возникнут проблемы при общении содноклассниками? Как нам ему помочь?
Далеко не у всех «домашних» детей возникают проблемы в общении. Большинство нынешних шестисемилетних детей довольно общительны, поэтому есть вероятность, что ваши опасения неоправдаются. В том случае, если вы заметите, что малышу трудно общаться со сверстниками,постарайтесь ему помочь. Прежде всего, поговорите с учительницей.
•          У ребенка очень низкие отметки, что с этим делать?
Хорошо, если вам попалась школа, в которой детей, хотя бы первые полгода, не оценивают. Но если все-таки двойки-тройки поселились в дневнике вашего малыша, то нужно ему помогать. Например, заниматься дополнительно по тому предмету, который ему не дается. Ну а если плохие отметки учительница ставит по всем предметам, тогда стоит задуматься – не слишком ли рано вы отдали ребенка в школу. Иногда лучше все-таки забрать малыша из школы и повторить «поход» в следующем году (при условии, что ребенок сам не хочет ходить в школу).