Психолог родителям

Изображение

«КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ?»
«НИЧЕГО ОСОБЕННОГО»,
— ОТВЕТИТ ВАШ РЕБЕНОК И ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЕТ
Нет конфетам на уроке!
Первые дни трудны для всех без исключения детей, как бы хорошо они ни были подготовлены к ней, как бы успешно ни справлялись с первыми школьными заданиями. Попробуйте поставить себя на место первоклассника. Представьте, что вам — взрослому человеку — с определенного дня надо резко изменить свой уклад жизни, отказаться от многих привычек, попасть в новую обстановку, где вас еще не знают и не любят, но зато дают ежедневно тысячи указаний. Сколько всего «надо» и «нельзя»: надо смотреть только на учителя (а не в окно или на девочку за соседней партой), запоминать неинтересное (например, что слова состоят из слогов), открывать красивые учебники и тетради только тогда, когда скажут. А то, что больше всего хочется, делать нельзя. Нельзя сразу ответить на вопрос учителя, а ждать, когда спросят, нельзя сесть удобно, поджав под себя ногу, нельзя съесть с соседом по вкусной конфете и даже посмотреть картинки в конце учебника.
Тревога, растерянность, страшное напряжение — типичные состояния многих первоклассников в первые недели и месяцы школьной жизни. В это время многие дети худеют, более тревожно спят, чаще капризничают за едой; у них снижается общая сопротивляемость организма. Этот период привыкания к новым условиям и требованиям принято называть школьной адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия в отношениях с миром и собой. При благоприятных условиях он длится около двух месяцев, то есть всю первую четверть.
Как сделать, чтобы детский энтузиазм сохранился и окреп, а душевное равновесие было восстановлено?

Каков вопрос, таков ответ…
Самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку, -внимание и понимание. Даже если у него не все пока получается в школе, он должен чувствовать поддержку. Встречая ребенка из школы, расспросите его о школьных новостях, тем самым показывая, что вам не безразлично его новое положение, его радости и беды. Заметьте, что вопросы типа «Тебя сегодня спрашивали? Что ты получил? Что было сегодня в школе?» носят неопределенно-светский характер. Недаром ответы на них обычно формальны: «Ничего особенного», «Нормально».
По содержанию ваших вопросов можно узнать, что важно для вас в школьной жизни вашего ребенка, а в последствии, наверняка, будет ценно и для него: послушание (Тебя сегодня не ругали?), престижность (А кто еще в классе получил пятерку?), человеческие отношения (С кем ты сегодня играл? Ира заболела? Надо ей позвонить) или учеба (Что узнал нового?). Поэтому подумайте, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем, ведь дети — это отражение нас, а как говорится, нечего на зеркало пенять, коли…

Первоклассник учится не только в школе
Жалея и сочувствуя маленькому школьнику, не стоит предлагать ему, сняв школьную одежду, возвращаться в пошлое — в беззаботное дошкольное детство. Знайте, что в эти дни возможность «быть школьником» переживается ребенком как одна из важнейших добродетелей. «Ему трудно, он постепенно привыкнет, а сейчас ему, бедненькому, так достается, пусть после уроков побегает вволю, а одежду я ему сама почищу и портфель соберу, да и от домашних обязанностей надо его избавить…» — так рассуждает мама или бабушка и делает большую ошибку.

В ту область домашней жизни, которая связана со школой (утренние сборы, приход из школы, укладывание портфеля, выполнение домашних заданий), необходимо внести четкость с самого начала. Вернувшись из школы, ребенок, скорее всего, жадно бросится играть или просто прыгать и носиться, снимая напряженность и усталость, и конечно, Раскидает одежду, а про портфель вспомнит разве что перед сном. Подобные     поступки     становятся     привычками     почти     мгновенно, искореняются с трудом и порождают длинную череду взаимных неудовольствий и раздражения.

Лучшее средство от привычек — их профилактика. Недооценка возрастных возможностей ребенка столь же вредна для его развития, как и их переоценка. Не надо его собственные школьные дела делать вместо него, как не надо требовать от ребенка и полной его самостоятельности и ответственности. Сбор портфеля и уход за одеждой стоит превращать в торжественный ритуал, в котором обязательно участвует кто-нибудь из взрослых в роли удивленного и восхищенного зрителя и комментатора, не знающего школьных правил. «Интересно, неужели в школе карандаши никогда не ломаются и не нужен запасной?» (Вместо излишне тревожного: «Павлуша, ты не забыл…»). «Неужели школьные учебники сами себя оберегают от пятен?! Мои книги этого не умеют и нуждаются в обложке». (Хорошо бы в этот момент вам понадобилось завернуть свою книгу, чтобы ребенок свою обертывал рядом, следуя вашим образцам). «Интересно, почему твоей одежде не нравится в шкафу? Возможно, школьные брюки не любят темноты. Завтра спрошу у учительницы».
Трудности адаптационного характера легче и лучше всего преодолеваются тогда, когда проводится большая работа и дома. Необходимо помогать ребенку преодолевать трудности, с которыми он сталкивается в школе. Значительная часть детей отстает в учении из-за неумения выделять и осознавать учебную задачу. Чтобы научить ребенка этому, следует систематически настойчиво и доходчиво объяснять, что каждый школьный предмет, каждый урок, каждое учебное задание рассчитаны на то, чтобы научить чему-то полезному. Садясь с ребенком выполнять домашние задания, старайтесь постепенно приучать его к самостоятельности: учите находить в учебнике, читать и пошагово выполнять задания, а также проверять сделанное. Все это требует терпения, целенаправленности, постоянства прежде всего от родителей и маленького ученика.

А телевизор — на десерт!
Говоря о факторах, влияющих на работоспособность и самочувствие ребенка, в первую очередь нужно отметить рациональную организацию режима дня. Часто родители считают этот вопрос несущественным. Режим придуман не для удобства взрослых, а основан на многолетних наблюдениях и выводах врачей, психологов, гигиенистов, физиологов, стремившихся создать оптимальную систему воспитания для детей каждого возраста. Не строгую, не свободную, а именно оптимальную. Многое в нем можно изменить в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Но основные рекомендации должны выполняться:
·         младшим школьникам рекомендуется спать не менее 9 часов;
·         находиться на улице не менее 3 часов в день. И не просто находиться, а активно двигаться;
·         если ребенок ослаблен, сильно устает, то не помешает и дневной сон;
·         браться   за  уроки   можно,  лишь  отдохнув  час-другой.  Требования известны:   проветренная   комната,   освещение   с   левой   стороны   (для праворуких), порядок на столе, тишина в квартире. Через каждые 20 минут неплохо провести физкультминутку;
·         немаловажен и вопрос просмотра телевизионных передач. Чем больше дети просиживают у телевизора, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше смотрят, так как слишком устают, чтобы заниматься другими делами.   Дети   младшего   школьного   возраста  не   должны   смотреть телевизор более 45 минут в день.